Ной и всемирный потоп  

Еще одним образом, очень широко распространенным в религиях, является образ ковчега Ноя, как корабля, на котором он спасся от всемирного потопа.
Первая книга Моисея «Бытие», 6:
«И сказал (Господь) Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась их злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер;…»
Далее в тексте следует описание конструкции ковчега. Основываясь на этом тексте, общепринятым мнением является то, что речь здесь идет о материальном объекте, способном плавать по воде. Продолжение отрывка:
Первая книга Моисея «Бытие», 6:
« Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.»
Возникает вполне естественный вопрос: ну хорошо, люди творили зло, а при чем здесь животные, которые, получается, тоже подлежали истреблению? И второй вопрос: можно потопом убить тех живых организмов, которые живут на суше, а как им можно убить водных? Этот вопрос не проясняется и в Коране:
Коран, сура 11 (перевод И. Крачковского):
«36. И открыто было Нуху: «Никогда не уверуют из твоего народа больше тех, которые уверовали. Не огорчайся же тем, что они делают!
37. И построй ковчег перед Нашими глазами и по Нашему внушению и не говори со Мной о тех, которые несправедливы: поистине, они будут потоплены!»
38. И делал он ковчег, и всякий раз, как проходила мимо знать его народа, они издевались над ним. Он сказал: Если вы издеваетесь над нами, то и мы будем издеваться над вами, как вы издеваетесь.
39. Вы узнаете, к кому придет наказание, унижающее его, и кого постигнет наказание пребывающее!»
40. А когда пришло Наше повеление и закипела печь, Мы сказали: «Перенеси в него от всего по паре, по двое, и твою семью, кроме тех, о которых определило слово, и тех, кто уверовал». Но не уверовали с ним, кроме немногих.
41. И сказал он: «Плывите в нем, во имя Аллаха его движение и остановка. Поистине, Господь мой прощающ и милосерд!
42. И он плыл с ними в волнах, как горы. И позвал Нух своего сына, который был отдельно: «О сын, плыви вместе с нами и не будь с неверными».
43. Он сказал: «Я спасусь на гору, которая защитит меня от воды». Нух сказал: «Нет защитника сегодня от повеления Аллаха, кроме как тем, кого Он помиловал». И разделила их волна, и был он среди потопленных.»
Мы видим, что здесь вообще нет ни слова ни о каких животных, а только о людях. Значит, нужно понять верную трактовку текстов, чтобы в них не было противоречий.
Начнем с того, что определимся с животными. Вспомним рассмотренную нами икону «Иисус в силе». Там этапы духовного пути изображены образами животных, причем их виды практически совпадают с теми, что приведены здесь: «Из птиц по роду их, из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их». Единственное отличие – животное, напоминающее корову на иконе здесь именуется пресмыкающимся. Значит, вовсе не о животных идет речь в описании потопа из Библии, а о людях, которые в Коране разделены по принципу веры – верящие и не верящие. Тогда становится понятным, что Богом было решено прервать жизнь неправедных людей, находящихся в разной стадии духовного пути. То есть, животный мир вовсе не при чем. Тогда понятными становятся ответы на оба вопроса – за что умертвлять животных и как водой можно убить водных обитателей.
К тому же мы видим и другое противоречие между Библией и Кораном: в Библии все сыны Ноя остались живы, а в Коране один из них был потоплен. Как это понимать?
Видимо, единственным разумным объяснением этому может быть такое: под сыном Ноя в Коране понимается не родственник, потомок его по крови, а просто потомок, более молодой человек, к которому Ной, будучи человеком праведным, относился как к собственному сыну и пытался призвать его к спасению. Спасению от чего?
Зададимся вопросом о том, что такое образ водного потопа? Как известно, водой люди смывают с себя грязь, очищаются. Если под потопом понимать очищение земли от тех, кто творил на ней зло: «ибо земля наполнилась их злодеяниями», то тогда все становится понятным: было решено массово прервать жизнь творивших злодеяния. Но ведь каждому человеку всегда должны прийти предупреждения, прежде, чем начнутся негативные события в его судьбе, вызванные совершенными злыми поступками. Именно с этой целью Ной и занимался проповедями, выполняя задачу, возложенную на любого пророка: предупреждая людей о грозящих в судьбе проблемах и подсказывая путь исправления ее. Такие действия можно сравнить с образом строительства веры в душах человеческих. Значит, и ковчег из приведенных описаний является лишь образом, под которым следует понимать строительство в душах людей самой древней системы взглядов на мир, соответствующей основам мироздания. А под потопом - очищение земли от вершащих зло людей - в массовом количестве.
Ведь любые природные катаклизмы, «случайно» рухнувшие здания, разного рода катастрофы, происходящие в реальной жизни, вовсе не случайны. Они как раз и являются тем самым проявлением «водного (очистительного) потопа» в жизни. И те люди, жизнь которых прерывается в них, по каким-то причинам должны были уйти из жизни. Именно такое понимание «случайных» смертей согласуется с основами мироздания – запретом на убийство человека человеком: при необходимости, Создатель Сам прервет земную жизнь любого из нас.
При таком понимании картины всемирного потопа все встает на свои места. Возможно, массовая смерть людей во времена Ноя была вызвана природными явлениями – наводнениями, цунами, штормами (водной стихией). Возможно, они происходили по причине каких-то других природных бедствий – извержений вулканов, перемещения и разломов земной коры, похолодания, или наоборот – потепления климата. Это уже не столь важно. Важно при этом одно: единственной гарантией продолжения жизни человека в таких случаях является отсутствие духовной необходимости в преждевременном прерывании его жизни. То, что обобщенно можно назвать наличием веры в душе.
Из жизни мы знаем множество примеров, когда люди оставались в живых в самых невероятных условиях катастроф: то ли они «случайно» не могли попасть в разбившийся самолет, то ли, упав в невероятной высоты без парашюта, отделывались лишь синяками и так далее. В противовес этому известно также и о таких, когда от простенького – «споткнулся на ровном месте», люди теряли жизнь.
Пояснение этого видим в Коране, суре 17 (текст автора)
«3. потомки тех, кто вместе с Нухом
спасён когда-то в жизни Нами
за веру, что в душе у них
построена была (что стали
люди ковчегом называть),
за то, что Нух душой предался
пути, который для людей
Мы изначально намечали,
и благодарен был в душе.»
Таким образом, всемирный потоп проявлялся и проявляется во все времена, в том числе и ныне, когда разного рода природные явления, катастрофы прерывают земную жизнь множеству людей.



Сайт управляется системой uCoz