Продолжая тему искушения, пройденного Авраамом, проведем анализ ситуации с сыновьями Адама – Авелем и Каином. Как мы выясним далее, эти две темы очень тесно связаны одна с другой.
Первая книга Моисея «Бытие»,4:
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброе, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему: (пойдем в поле). И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его.
И сказал Господь Бог Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал (Господь): что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.»
Коран, сура 5 (перевод И. Крачковского):
«27. И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву: и была одна принята у одного и не принята от другого. Он сказал: «Я непременно убью тебя!» Тот сказал: Ведь Аллах принимает только от богобоязненных.
28. Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров.
29. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это – воздаяние несправедливым».
30. И душа его представила ему легким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток.
31. И послал Аллах ворона, который разрывал землю, чтобы показать ему, как скрывать скверну его брата. Он сказал: «Горе мне! Я не в состоянии быть подобным этому ворону и скрыть скверну моего брата. И оказался он в числе раскаявшихся.»
Мы видим, что история убийства начинается с благих порывов. И Авель, и Каин изначально стремились соблюсти основы мироздания – отказывались от чего-то в жизни (жертвовали), что, по их мнению, не соответствовало им.
Сразу же приведем разъяснение сказанного применительно к реальной жизни. Все мы знаем, что в жизни можно идти разными путями к достижению своих целей. Например, мы хотим построить дом. Для этого необходимы стройматериалы. Возможны несколько путей их приобретения:
- купить в магазинах, или строительных компаниях,
- срубить деревья в ближайшем лесу и из них сделать стены дома, не покупая разрешения на вырубку леса,
- украсть стройматериалы с места своей работы или у каких-нибудь «богатых» людей (у них и так всего много – не обеднеют небось),
- обмануть каких-то людей, и представить дело так, что они должны будут вам построить дом за их счет (будучи руководителем предприятия, например, заставить строить своих подчиненных).
То есть, цель одна – строительство дома. Но пути её достижения каждый выбирает сам, отказываясь от тех, которые, по его мнению, недопустимы в жизни. Выбрав тот, который мы считаем приемлемым для себя, мы, тем самым, жертвуем другими путями, - возможно, более быстрыми или доступными, на наш взгляд. В этом-то и состоит суть жертвы: отказаться от недопустимого в жизни.
Так же и Авель с Каином отказались от того, что было недопустимым с точки зрения каждого из них. Но результат этого отказа оказался разным. Авель стал преуспевать в жизни, а на Каина «свалилось» множество проблем, вызванных его неправильным выбором приоритетов. Как в нашем примере: если пойти по первому пути, то дом, конечно, будет строиться долго, но зато никто и никогда не захочет его сжечь, или иным образом отомстить хозяину, и правоохранительные органы не могут иметь никаких претензий к владельцу, в отличие от всех других путей. Когда Каин увидел, что у него жизнь складывается плохо, то выбрал не путь осознания причин, приведших его к череде жизненных проблем, а решил сам «восстановить справедливость» - убить Авеля, который, по его мнению, поступает неправильно. То есть, он тем самым сделал уже второе нарушение основ мироздания, о чем мы видим пояснение в Коране «чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех».
Еще раз отвлечемся и приведем пример из жизни: известный ныне террорист Бен Ладен обосновывает свои действия по убийству людей выдержками из Корана, где говорится о войне с неверными (в том понимании текста, которое принято ныне в исламе). То есть, первоначальный грех – неверное понимание Писаний (и пропаганда такого понимания), влечет за собой второе, гораздо более тяжкое с точки зрения Создателя, нарушение основ мироздания – убийство людей. Поэтому и последствия такого, избранного им пути, описаны в Библии: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».
В противовес Каину, Авель говорит о том, что даже если Каин будет убивать его, он не поднимет руку на него, так как не хочет нарушать основы мироздания, допуская желание причинения вреда другому человеку – боится Господа. Отсюда видно, что тема искушения Авраама очень тесно связана с этим вопросом. Главный закон мироздания: ни при каких обстоятельствах человеку нельзя убивать другого человека, или даже причинять ему какой-либо вред.
Далее в Коране мы видим важную фразу: И душа его представила ему легким убийство брата, и он убил его и оказался среди потерпевших убыток. Она говорит о том, что ДУША заставила Каина совершить убийство. Теперь вспомним ситуацию с искушением Авраама. Именно душа, невидимая составляющая человека, является тем проводником, который получает подсказки от Создателя через интуицию. Значит, ситуация Каина была практически той же, что и у Авраама. Ведь в Библии поясняется, что Каин слышал голос Создателя, Бога «И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброе, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.» То есть, Каину было доведено также и то, как выйти из ситуации, в отличие от Авраама. Но Каин не смог увидеть в желании убить брата искушение, не соответствие основам мироздания даже после прямого сообщения ему об этом Авелем. А вот Авраам – смог. Возможно, в момент принятия решения какие-то окружавшие Каина люди повлияли на его выбор, приводя разного рода оправдания, типа – «все так делают», или – «да это – раз плюнуть» (как в современном мире – «нажми на курок или кнопку – и все!»). Об этом есть подсказка в Коране «И душа его представила ему легким убийство брата».
Получается, что материальный мир – это «школа проверок» искушениями. Причем данные проверки могут быть различными по своему уровню, в зависимости от того, к чему готов человек. С этой точки зрения и тексты Библии, Корана, которые общеприняты сейчас, также являются своего рода искушениями для человечества: сумеем ли мы разглядеть, что они противоречат сами себе, и найти ту истину, которая в них скрыта. Ведь источниками этих текстов, по общепринятому мнению, является Сам Создатель. А значит, все мы в какой-то степени находимся в состоянии проверки, подобной Каину и Аврааму. Так какой же из этих путей мы выберем для себя?
После такого анализа становится понятным, почему Создатель «допустил» корректировку текста Библии на собрании священнослужителей христианства (синоде), почему стало так распространено в исламе мнение о невозможности перевода текста Корана на другие языки, и другие факты, связанные с существованием текстов Писаний.
|