Существует еще одна тема, со смыслом которой необходимо внимательно разобраться: это искушение Авраама сыном.
Для начала приведем описание ситуации в Первой книге Моисея «Бытие», 22:
«И было после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.»
Мы видим, как описана ситуация получения вразумления – информации от Создателя Авраамом. Небольшой отрывок описания упустим до самой ситуации:
«И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там жертвенник, разложил дрова и, связав поверх дров. И простер Авраам руку свою сына своего Исаака, положил его на жертвенник взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес во всесожжение вместо (Исаака) сына своего.»
Теперь проанализируем ситуацию: получается, что Создатель приказал Аврааму совершить убийство человека. Сразу же возникает вопрос – этот приказ противоречит всем основам, которые мы уже рассмотрели ранее. Главный запрет – на убийство человека человеком, и вдруг звучит от имени Создателя! Противоречие? Безусловно. Попробуем пролить свет на ситуацию.
Коран, сура 37 (перевод И Крачковского):
101. И обрадовали Мы его кротким юношей.
102. А когда он дошел до труда вместе с ним,
он сказал: «Сынок мой, вижу я во сне, что закалываю тебя в жертву, и посмотри, что ты думаешь».
102. Он сказал: «Отец мой, делай, что тебе приказано; ты найдешь меня, если пожелает Аллах, терпеливым».
103. И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб,
104. и воззвали Мы к нему: «О Ибрахим!
105. Ты оправдал видение». Так Мы вознаграждаем добродеющих!
106. Поистине, это – явное испытание.
107. И искупили Мы его великою жертвой.»
Как видно из данного описания, ситуация, как минимум, выглядела не совсем так, как описано в Библии: Авраам сообщил сыну о своем видении – вразумлении и предложил тому самому решить свою участь. То есть, это уже испытание не одного Авраама, а еще и сына. Теперь зададимся вопросом: какой смысл Создателю требовать умерщвления человека человеком, если Он в любой момент может это сделать Сам? Какой-нибудь несчастный случай – и человек получает смерть. Значит, это было испытание не такое, как понимается в религиях. Приведем окончание отрывка из Библии:
«Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.»
Из него следует, что страх перед Богом заставил Авраама решиться на убийство собственного сына. Но так ли это на самом деле? Если исходить из необходимости отсутствия противоречий в текстах Писаний, то тогда ситуация может выглядеть только так: Авраам, получив вразумлением весть о необходимости убийства своего сына, был очень озадачен этим, но все-таки пошел на испытание, подготовив все необходимое. До последнего момента он пытался понять, как поступить, чтобы не нарушать главный запрет Создателя – на убийство человека. И даже когда уже подготовил дрова для костра, и уложил на них сына, который сам согласился на это, Авраам не мог решиться нарушить требование Создателя, полученное им через вразумление. Но в самый последний миг, когда уже и занес нож, Авраам понял, что нельзя допускать убийство человека ни под каким предлогом. И когда это решение было принято – ослушаться Создателя, нарушить Его требование, тогда-то ангел и сообщил: это было испытанием, насколько точно Авраам может действовать с позиций Создателя, даже вопреки Ему Самому, казалось бы. Такое толкование ситуации соответствует и изначальной идее сотворения мира, которую мы рассматривали в 1 части нашего исследования. Весь мир создан с самой главной целью – обучить человека мыслить, оценивать ситуацию, действовать с позиций Создателя в любых, самых сложнейших условиях – кто бы не говорил о необходимости насилия над другими людьми, какими бы высшими целями не объяснял это, такие действия не допустимы, с точки зрения Создателя миров. Если человек будет лишь безмолвным исполнителем чужой воли, он никогда не станет равным Создателю, никогда не сможет творить что-то новое без нарушения принципов мироздания. То есть, человек изначально создан свободным, и лишь в его собственной воле быть таковым, или же нет.
Таким образом, суть искушения, проверки, пройденной Авраамом, заключается не в решении пожертвовать единственным сыном ради Создателя, а в решении действовать вопреки Его воле, чтобы не нарушить главный принцип мироздания: запрет на насилие, убийство человека человеком. И такое решение было единственно правильным с точки зрения Создателя.
|