Еще одно распространенное правило в религиях – это периодичность молитвы. Особенно тщательно она соблюдается в современном исламе – пять раз в сутки (хотя подобное есть и в христианстве - утренние и вечерние молитвы). Когда наступает время, то во всех мечетях звучат призывы к молитве. В это время мусульмане бросают все текущие дела и совершают ОБРЯД принесения молитвы.
Такое понимание процесса продиктовано, например, словами Корана, суры 7(перевод В.Пороховой):
«205. С благоволением, смиренно и без громких слов
ты вспоминай о Господе твоем
в час утренней зари,
и в час вечерний,
и здесь небрежным быть не должно.»
суры 11:
«114. Творите регулярную молитву
по двум пределам дня, и (в ранние часы) (прихода и ухода) ночи.
Ведь, истинно, дела благие
приносят избавленье от дурных;
сие – напоминание для помнящих (о Боге).»
Однако проанализируем текст. Такой ли смысл в нем заложен? Мы видим, что во втором отрывке добавлены смысловые вставки, касающиеся ночи. Но насколько они обоснованы? Во-первых, такие указания отсутствуют в первом отрывке (то есть, возникло противоречие в тексте!). А во-вторых пояснение мысли приведено в самом же втором отрывке: Ведь, истинно, дела благие приносят избавленье от дурных». Чем является молитва по своему смыслу? Обращением мыслей, устремлений человека к вечным ценностям, то есть – к благому. Ведь в любой момент времени человек имеет какие-то мысли, чувства. В момент, когда он обращается к молитве, он сверяет их с вечными ценностями, а значит, в этот мгновения дурные мысли замещаются на добрые ( в той или иной мере). Когда такое явление может происходить? В строго оговоренные часы? Или в ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК? Конечно же – в любое время суток. Значит, и смысл призыва данных аятов – регулярно, с какой-то периодичностью, обращаться к молитве – обращению к вечным ценностям жизни. Таким образом, более точно смысл Корана отражается в таком варианте - Коран, сура 11 (текст автора):
«114. К молитве мысли обращайте
в начале дня, его конце,
и перед тем, как ночью спать лечь,
поистине, от таких дел
благо придёт, а зло исчезнет,-
напоминаем это всем.»
Чтобы понять, что именно такое толкование смысла истинно, вспомним о Пятикнижие Моисея. Там вообще нет никакого упоминания о времени молитвы. Зато там содержится закон о субботе:
Вторая Книга Моисея «Исход»,20:
«помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай ( в них) всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих: ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.»
На основании данной заповеди (одной из широко известных десяти) в иудаизме соблюдается правило субботы, в которую работать нельзя. Причем на практике это понимается как – «ничего делать нельзя». Но об этом ли заповедь? Ведь
Коран, сура 5 (перевод В. Пороховой), гласит:
«44. И это Мы, кто низвели им Тору,
в которой правый путь и свет.
По ней судили иудеев те пророки,
что Господу всем сердцем предавались.»
Получается, еще одно противоречие: правила субботы нет в Коране, а в Пятикнижии Моисея нет правила повременной молитвы. Обратимся к
Евангелию от Матфея, 12:
«И отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет её и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, Можно в субботы делать добро.»
Иисус пояснил, что в субботы можно, оказывается делать разные дела, ведущие к добру. Значит, заповедь о субботе понята иудеями не правильно. В чем состоит смысл остановки всякой работы на один день в неделю - субботы?
Наши текущие дела порой настолько вовлекают нас в круговорот событий (особенно в нынешнее время), что некогда остановиться и подумать о вечных ценностях, смысле самой жизни. Если, конечно, не принять ДЛЯ СЕБЯ твердое решение вспоминать об этом хотя бы один день в неделю - субботу,… или установить отвлечение от текущих дел пять раз в день, в строго назначенные ДЛЯ САМОГО СЕБЯ периоды. То есть, и правило субботы иудаизма, и правило пятиразовой молитвы ислама является по сути одним и тем же: способом обратиться к осознанию смысла своей жизни и анализу того, следуем ли мы ему. Как раз это и поясняет фраза из приведенного отрывка
Корана, суры 11
«поистине, от таких дел
благо придёт, а зло исчезнет,-
напоминаем это всем.»
Таким образом, в Писаниях содержатся рекомендации хотя бы периодически обращаться к молитве, как к способу сверить производимые дела со смыслом жизни и её вечными ценностями. Порядок же и периодичность таких обращений человек может установить для себя самостоятельно, а может соблюдать установленные в одной из религий правила.
|