В нашем мире существует такая закономерность, которую можно назвать законом посева: «что посеешь, то и пожнешь». Любые наши поступки, порывы неминуемо возвращаются к нам же в последующей судьбе, причем усиленными. Так как никто из людей не является абсолютно безгрешным человеком, не нарушившим ни один из законов мироздания, то эти нарушения приводят нас к негативным, печальным событиям в жизни. А существует ли возможность изменить этот закон, облегчить или вообще предотвратить негативные последствия от наших поступков? Иногда приходится слышать от людей, которые занимаются разного рода магическими практиками, что такое возможно с помощью магии. На этот счет в Коране есть пояснение
Коран, сура 2 (текст автора):
«19. Иль как в грозу с её сверканьем
молний во мраке, её громом,
они б нечаянно попали,
то затыкать бы стали уши,
смерти внезапной испугавшись.
Так Бог безверных окружит
в их жизни тем, что неподвластно
их человеческой натуре:
20. лишь свет слегка сверкнёт, тотчас же
при свете этом в путь ступают,
когда же мрак вновь воцарится,
они все снова замирают.
И если б на то Божья воля,
была о них, то слух и зрение
у них пропали б во мгновенье.
Ведь лишь Аллаха власть над этим.»
Сколь могущественны бы ни были магические приемы, ритуалы, все они основаны на способностях человеческой сущности к взаимодействию с невидимой частью нашего мира. То есть, все способности человека исходят от Создателя, во власти которого находятся и те законы, которые используются людьми при магических действиях. Так зададимся же вопросом - может ли Создавший дать власть над Собой Своему творению? Ответ на это содержится во всем известной сказке А.С.Пушкина про рыбака и золотую рыбку, например. А в данном отрывке указано пояснение:
«Так Бог безверных окружит
в их жизни тем, что неподвластно
их человеческой натуре…»
Жизнь человека протекает согласно определенных законов, которые не подвластны человеку. Поэтому любые магические приемы и методики в принципе не способны повлиять на те основы, что установлены при устройстве мира.
Поэтому мы займемся изучением возможностей, которые действительно даны человеку по формированию собственной судьбы, а не будем пытаться обойти законы мироздания.
Первая книга Моисея «Бытие»,4
«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел.»
Согласно принятых норм в религиях существует возможность получения прощения за совершенные грехи. Если пояснить религиозную терминологию понятными словами, то существует возможность предотвращения негативных последствий в жизни человека, являющихся следствием его же действий - нарушения им законов мироустройства. То есть, законы мироздания могут быть изменены в отношении конкретного человека (ведь только в этом случае такое явление может состояться!). Для этого, очевидно, должна быть очень весомая причина, с точки зрения основ устройства мира. В авраамических религиях такой причиной считается комплекс действий, приводящий к принесению жертвы Создателю. Давайте рассмотрим смысл этого комплекса и самого понятия – «жертва».
Первая книга Моисея «Бытие»,8:
«И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.»
Коран, сура 2 (перевод В.Пороховой):
«67. Вы вспомните, как Муса
народу своему сказал:
«Господь приказывает вам корову заколоть»,
Они ответили: «Ты делаешь посмешище из нас?»
Но он сказал: «Да сохранит меня Господь,
не допустив в число лишившихся рассудка!»
68. Они сказали:
«Ты Бога своего от нас взмоли,
чтоб разъяснил Он нам, какой ей быть (корове)?»
И он сказал: «Бог говорит,
чтобы ни старая она была, ни молодая,
а средних лет, -
теперь же делайте, что вам повелевают.»
На основании приведенных высказываний в религиях считается, что, принося жертву каким-то своим имуществом, в частности – животными, умерщвляемыми в честь Создателя, человек получает прощение за грех. Однако
Евангелие от Матфея, 5:
«Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака (пустой человек)»,подлежит синедриону (Верховному судилищу), а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда принеси дар твой.»
Этот отрывок поясняет, что дар, приносимый на жертвенник, не является смыслом понятия жертва. Соответственно, не является причиной для указанного изменения законов мироздания и последствий греха, нарушения основ устройства мира. Следовательно, сама по себе жертва может быть различной. На эту же мысль наталкивает
Евангелие от Матфея, 6:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.»
Очевидно, что различные подходы к жертвам со стороны Каина и Авеля также обусловлены непониманием их смысла Каином.
Теперь давайте отойдем от религиозной терминологии и постараемся понять, что такое жертва в повседневной жизни. Любой человек встречался с ситуацией, когда перед ним встает выбор, как поступить - согласно принятых в быту взглядов, отстаивая (вплоть до драки или суда) свои имущественные интересы (вполне обоснованные), или же уйти от конфликта, проявляя милосердие, сострадание. Простой пример: пришли знакомые и просят одолжить им денег на какое-то время. У нас же деньги уже были запланированы на некую покупку необходимой вещи, и «лишних» денег нет. Тогда встает выбор: помочь ли людям, или отказать (пусть сами идут и зарабатывают, а не сидят дома, в отличие от нас, - кто работает «день и ночь», да к тому же еще неизвестно, когда они вернут долг и вернут ли вообще). Если мы откажемся от вполне обоснованных собственных интересов и поможем им, то это как раз и будет являться нашей жертвой Создателю. Почему жертвой Создателю, а не знакомым? Потому, что, помогая знакомым, мы, тем самым, действуем так же, как и Создатель: дарим нечто без расчета на то, чтобы нам отплатили тем же. Ведь именно так и устроен наш мир: мы получаем свои способности, таланты, условия для земной жизни (солнечный свет, тепло, воздух, которым дышим, воду) совершенно даром, без оплаты за них.
Но может быть и другой пример. Мы пришли в церковь, или мечеть, и там стали раздавать, согласно принятым обычаям, деньги, либо же резать купленный для этого скот, - из собственных доходов, полученных «по законам рынка» - насильно заставляя должников уплатить долги, через суд, судебных приставов, оставляя их без средств существования, или заставляя их закладывать свое имущество, чтобы рассчитаться с нами и тому подобное. Тоже вроде бы жертва, желание соблюсти требования религии. Но какой из случаев соответствует основам мироздания?
Очевидно, что первый. Пояснение видим в
Евангелие от Марка, 12:
«И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Много богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо они клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.»
Следовательно, критерием принесения жертвы, способной привести к изменению законов устройства мира, является не сам факт передачи части своего имущества, или денег, а условия, при которых это происходит – цель, преследуемая таким действием, чувства, мысли человека при этом. То есть, главный смысл жертвы – это духовное действие, работа над своими жизненными целями, приоритетами. Передача другим части своего имущества не является её смыслом.
Справедливости ради нужно отметить, что очень часто такая передача имущества становится определяющим фактором для человека. Можно много говорить о духовных ценностях, но когда дело доходит до конкретного действия, о конкретном имуществе, или сумме денег, которые нужно отдать, чтобы оказать помощь в трудной ситуации другим, то тут и наступает момент истины: если человек в душе не осознает приоритетов духовного над материальным, он никогда не отдаст СВОЁ имущество или деньги ПРОСТО ТАК, без расчета на их возврат. Поэтому-то в нынешнее время и утвердились такие взгляды на смысл жертвы, хотя они учитывают только часть данного понятия.
Возвращаясь к эпизоду из Корана с принесением в жертву коровы (сура 2;67) становится очевидным, что речь в нем идет опять же не о животном – корове, а об образе коровы, понятном для людей. Попытаемся понять смысл этого образа. Если вспомнить, что данные заповеди были сообщены людям, ведущим кочевой образ жизни, то тогда – чем для кочевника является корова? Тем, что дает кров, одежду, обувь (шкуры для изготовления жилища, одежды, обуви), пищу (молоко, мясо), материалы для изготовления утвари (рога, копыта – для домашних вещей, шкуры для ремней) и т.д., быки также могут использоваться как тяговая сила. По существу, корова дает почти все, что необходимо для жизни. Поэтому и образ коровы можно понять как «то, что предоставляет необходимое для жизни». В таком случае возникает вопрос: получается, что Муса (Моисей по Библии) призывал пожертвовать тем, что дает необходимое для жизни кочевника, то есть, изменить образ жизни. Но в каком направлении? Если вспомнить многократные призывы, рекомендации строить свою жизнь в соответствии с вечными ценностями мироздания, то тогда трактовка этого эпизода может выглядеть так:
Коран, сура 2 (текст автора):
«67. Муса как-то однажды молвил:
«Пожертвовать велит Господь,
то, что питанье вам приносит!»
«Ты надсмеяться решил вновь!» -
Ответил он: «Да не допустит
меня Господь стать сумасшедшим!»
Тогда они вновь вопросили:
«Спроси, связь с Господом обредший,
ты у Него про сей закон»,
он пояснил: «Закон сей прост
не стар он и не молод тоже,
времени не подвластен он:
усилия направьте к Богу».
69. Они тогда вновь вопросили:
«Как же достигнуть нам того? -
Его спроси, чтоб уяснили
пути мы эти точно всё ж».
Муса сказал: «Отриньте в жизни
то, что ведёт в страстей огонь;
без тени злобы жить вам, мирно
существовать чтоб в мире сём».
70. Тогда сказали эти люди:
«Для нас похожи все пути,
что пропитанье несут в жизни.
Спроси о том, как отличить,
те, с Богом что в согласьи в них?»
71. Муса ответил: «Говорит
Он так: не нужно принужденьем
работать заставлять других,
коли желанья у них нет
на это, доброй воли их;
идите тем путём вы в жизни,
что вам здоровье укрепит,
и что лишён любых пороков,
не допуская мысль о них,
чтоб что-то тёмное свершать вам».
И люди стали говорить:
«Теперь мы истину познали».
Искать стали эти пути,
и кое-как их отыскали -
как применить всё это в жизнь.»
То есть, данный эпизод говорит не о принесении в жертву животного – коровы, а об отказе от тех приносящих доход действий, которые вызваны страстями людей, и стремлений к таким доходам.
Кроме указанного выше пожертвования имущества и отказа о способов добывания пропитания, противоречащих основам мироздания, в качестве действия, способного вызвать прощение греха, в Писаниях приведено такое понятие - пост. Что это такое? Допустим, что человек очень ограничен в средствах существования, и выделить какую-то часть их для помощи другим не имеет возможности. Тогда он может ограничить свое потребление привычной для него пищи, как один из вариантов жертвы. Если человек по доброй воле сам себя наказал, осознав, что что-то совершил неправильно, то зачем же ему еще какое-то наказание в судьбе? То есть пост – это один из видов жертвы, приносимой в качестве покаяния за совершенные грехи. В случае такого понимания смысла поста становится понятным и
Евангелие от Матфея, 9
«Тогда подходят к ним ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут постится.»
Не понимая сути поста, служители религии совершали его, - согласно принятым в ней правилам. Потому-то им было не понятно, почему Иисус не призывает свих учеников к посту. Он же пояснил: до тех пор, пока он находится с ними, они не нарушают основ мироздания, ведь он разъясняет эти основы, суть всех явлений и обычаев, что подобно большому празднику – свадьбе, в жизни людей, когда печалится нет оснований. Когда же он покинет их, то ученики, не понимая до конца основ мироздания, неизбежно будут нарушать их в чем-то и тогда возникнет необходимость в такой жертве – посте, как средстве предотвращения негативных событий в судьбе.
Возникает вполне естественный вопрос: почему Иисус считал, что может разъяснить смысл основ устройства мира, все принятые в то время обычаи, обряды с точки зрения Создателя? Для того, чтобы точно объяснять это - смысл всех явлений жизни, основ мироздания с точки зрения Создателя, необходимо, видимо, иметь с Ним постоянную связь. Люди, имеющие такую связь, называются в религиях пророками.
|