Следующая тема, присутствующая в Писаниях, - одежда людей. Частично она уже затронута выше, когда мы видели использование чалмы как отличительного внешнего признака святости, а также при рассмотрении темы изготовления Адамом одежды из смоковных листьев после совершения греха.
Чтобы подойти к пониманию этого образа - одеяния людей, еще ближе, вспомним ситуацию из жизни. Если мы совершили некий поступок, который хотим скрыть от других, то придумываем себе оправдания, как последовательность рассуждений – почему мы именно так поступили, что являлось мотивом наших действий. Эти рассуждения стараемся сделать максимально похожими на описание стремления к чему-то благому, доброму, - чтобы, по возможности, избежать наказания или осуждения за них. То есть, мы как бы сооружаем себе одежду, которой прикрываем истинные стремления, мотивы. Как раз об этом и рассказывает эпизод с сооружением Адамом одежды из смоковных листьев (в Пятикнижии Моисея) или листьев райского сада (в Коране).
В реальной же жизни мы видим, что людей, которые бы вели абсолютно праведный образ жизни (то есть, ВСЕ свои мысли, стремления, жизненные приоритеты, поступки выстраивал бы в соответствии с теми рекомендациями, которые даны в Писаниях), нет, как нет и тех, кто вел бы абсолютно неправедную жизнь.
Иначе говоря, реальная жизнь – это смесь противоположностей. И если у человека нет стремления к единению своих приоритетов и действий, то тогда жизнь его очень точно характеризуется известным выражением: «шаг вперед, два - назад». Очень часто можно встретить людей, которые понимают, как именно надо жить, какие поступки совершать, но, когда дело доходит до совершения этих поступков, то делают прямо противоположное. Простой пример – так называемое несунство – воровство людьми материалов, инструментов и так далее с мест своей работы. Хотя все прекрасно знают, что воровство – неправильное действие, но совершают его, оправдывая это разными отговорками: «Наши начальники, пользуясь своим служебным положением, воруют вагонами, а что мы, что ли, не можем взять себе то, к чему имеем доступ?», или: «Директор себе-то вовремя забирает зарплату, да и какую огромную! А нам задерживает её выплату, поэтому мы только восстанавливаем справедливость, когда берем с работы нужные нам материалы, инструменты!». Когда же наступают неизбежные последствия таких действий – дом ли сгорит, или деньги украдут на улице или еще что-то подобное – то сразу же начинаем проклинать всех и вся, а о том, что сами же привлекли в свою жизнь необходимость таких событий, даже и не задумываемся.
А выход-то из таких ситуаций прост, как все гениальное – произвести согласование между собой знаний, целей жизни, главных жизненных приоритетов, мыслей – вот и все, что требуется для того, чтобы ощутить радость жизни, каждого её мига! Об этом как раз и говорится в тех местах Писаний, где речь идет об одежде.
Коран, сура 4 (текст автора):
«74. Так пусть в стремлении к Аллаху,
к Его лишь в жизни идеалам
борьбу ведут в душе с страстями
лишь те, решил кто поменять
земные ценности на вечные,
и кто, борьбу ведя за это
(чтоб в жизни их преобладали
Аллаха лишь приоритеты),
закончит жизнь, иль победит, -
Мы воздадим таким за это.»
Пятая книга Моисея «Второзаконие», 22:
«Не засевай виноградника своего двумя родами семян, чтобы не сделать тебе заклятым сбора семян, которые ты посеешь вместе с плодами виноградника. Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из разных веществ, из шерсти и льна вместе.»
Мы видим, как путем разных, понятных людям сравнений с жизненными ситуациями, предпринята попытка объяснить необходимость усилий по приведению жизни к целостности, единению знаний, взглядов, и принципов жизни, реальных действий в ней.
Тот же самый призыв содержится и в образе животных, приводимых в Писаниях, как запрещенных человеку. Животные, описанные в них, делятся на два типа: парнокопытные и непарнокопытные. Чем принципиально отличаются они между собой в описании их образов? Парнокопытные оставляют раздвоенные следы на земле. Так же и люди в своей жизни оставляют некий след из своих поступков. Он либо двойной – часть – добро, часть – зло, либо же только един – только добро (случай, конечно, идеальный, ведь абсолютно святых людей нет), или только зло (также крайний случай, идеальный, в реальности которого не существует). Тему запрета на животных мы рассмотрим более подробно далее. А сейчас вернемся к теме согласования проявлений человеческой жизни.
Евангелие от Матфея, 6:
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне…
Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!»
Сравнение с полевыми лилиями, приведенное Иисусом Христом – это попытка объяснить, что лилии не имеют, не могут иметь каких-либо противоречий сами в себе (в отличие от человека), поэтому они развиваются согласно установленных для них гармоничных законов Создателя, что и приводит к прекрасным итогам их развития. А сколь же прекрасными могут быть жизненные итоги у людей, обладающими гораздо большими возможностями! Сколь превосходным может стать человек, его душа, если достижение такой гармонии с созданным миром станет единственной и единой целью жизни!
Коран, сура 7 (текст автора):
«26. О род Адама! Одеяние
Мы даровали вам для душ,
что прикрывают её страсти,
порывов её красоту;
а лучшее в нём навсегда –
то, что в стремлении к Аллаху.
Возможно, вы запомните
Аллах о чем увещевает.
31. О род людской! Ваша одежда,
чем одевается душа,
чище становится и краше,
когда вы молитесь всегда;
потребности все утоляйте,
не преступив Его закон,
Аллах, поистине, не любит,
тех, в жизни кто не чтит Его.
32. Спроси: «Кто ж не допустит вас
одеться в благочестие,
что украшает дивным светом
к Аллаху устремление -
из доли той, что Он для вас
явил при сотворении?»…»
Эта мысль – совет направления постоянных усилий на согласование между собой своих жизненных целей, приоритетов, устремлений в жизни со своими мыслями, эмоциями, ориентирование их на непреходящие, вечные ценности – сострадание, милосердие, помощь людям, прощение слабостей других, их ошибок, проносится как главная мысль во всех Писаниях. Она объясняется путем множества различных образов-сравнений, понятных человеку в реальной жизни.
Вернемся к обсуждению вопроса о внешнем облике, одежде людей. В настоящее время среди религиозных деятелей каждой из религий утвердились некие стандарты внешнего облика людей, одежды, допускаемой для тех, кто относит себя к той или иной религии. В быту в христианстве, например, принята черная одежда и головные уборы, которая считается чуть ли не необходимым условием принадлежности к этой религии. В исламе же, помимо отличительных признаков святости – ношения чалмы, очень жесткие требования предъявляются к одежде женщин. Основанием для таких взглядов служат строчки из Корана. Приведем их в переводе Крачковского.
Коран, сура 24 (перевод И Крачковского):
«31. И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о верующие, - может быть, вы окажетесь счастливыми!»
Когда человек, одетый согласно требований одной из религий, появляется в обществе «прочих» людей, то его одежда сразу выделяет его среди всех. Вольно или невольно такие люди отгораживают себя от других, подчеркивают свои взгляды. Часто приходится слышать о том, что раздоры, конфликты на религиозной почве возникают как раз с участием таких людей. То есть, ношение одежды является одним из поводов для возникновения негативных ситуаций в жизни. Особенно в тех местах, где ношение традиционной для каких-то религий одежды мало распространено.
Приведем понятный жизненный пример. В одном из сообществ в интернете как-то был опубликован призыв к «истинно верующим», где сообщалось, что какая-то девушка в Москве подверглась нападению хулиганов из-за ношения ей накидки для женщин, хиджры, принятой в исламе. Смысл этого призыва сводился к тому, чтобы быть духовно стойкими и брать пример с этой девушки, пострадавшей из-за верности Аллаху. Но верность ли Аллаху, Создателю, на самом деле была причиной конфликта? Очевидно, что не она, а ВЕРНОСТЬ ОБЫЧАЯМ, принятым в религии ислама. Но чем, в принципе, являются Писания? Объяснением законов, на которых устроен наш мир. И тот, кто не выполняет эти законы, неминуемо приходит к печальным событиям в своей судьбе, к боли и страданиям. Значит, в Писаниях в принципе НЕ МОГУТ содержаться какие-либо требования, приводящие к столь явным конфликтам, ведь Создатель вряд ли может быть заинтересован в том, чтобы стремление к Нему явилось причиной серьезных осложнений жизни людей. Да и вообще – все, что указано в Писаниях как запретное, ЯВЛЯЕТСЯ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ, а не требованиями, если вспомнить об изначальном праве человека на выбор собственных действий. Значит, все фразы о запрете чего либо со стороны Создателя имеют смысловое продолжение: «ЕСЛИ ХОТИТЕ ДОБРОГО В СВОЕЙ СУДЬБЕ». Причем все эти правила действуют не зависимо от пола человека.
На практике же мы видим обратное: служители разных концессий зачастую очень жестко требуют соблюдения норм одежды у своих последователей.
Продолжим размышления: требования носить какую-либо, четко оговоренную одежду, может ли способствовать соблюдению законов, на которых устроен наш мир? Возможно, но не обязательно. Ведь в любой одежде человек может проявлять мысли, желания, чувства, далекие от благих (вспомним недавние нашумевшие скандалы в католических церквях о сексуальных домогательствах их служителей к подросткам). Судьба же напрямую зависит как раз от чувств, желаний, стремлений в жизни. Значит, смысл такого понимания темы одежды искажен, так как противоречит смыслу Писаний. Тогда о чем речь? Неминуемо приходится признать, что под образом «украшения» можно понимать не только материальные украшения – драгоценности, изделия из них, но и украшения души – мудрость, познания, таланты.
Обратимся к реальной жизни: если человек имеет какой-то уровень познаний, мудрости (украшения души), то начни он «на всех перекрестках» пытаться поучать людей, его очень быстро отнесут к разряду возмутителей спокойствия, или же умалишенного. А если он будет делиться мудростью с тем, кто понимает и ценит её, - близким по духу людям и интересующимися этими темами, то тогда он, возможно, обретет заслуженный почет и уважение среди них. Такое понимание приведенного отрывка Корана подтверждается информацией из
Евангелие от Матфея, 7:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.»
В ней присутствует тот же образ – драгоценностей, украшений (жемчуга), приведенный Иисусом Христом для того, чтобы было понятно слушателям. Также и в жизни – если рассыпать крупицы мудрости, эти украшения души, подобные драгоценному жемчугу перед теми, кто далек от идей духовного поиска, а живет только материальными интересами (поел, поспал, и замечательно!), то неминуемо прослывешь умалишенным, а то и возникнет скандал с рукоприкладством.
Можно привести один пример из жизни автора в качестве пояснения. Однажды у меня произошла встреча с бывшим подчиненным – электриком организации, где я раньше работал и из которой уволился. Разговорились. Электрик поинтересовался, почему же все-таки я уволился. Я ответил, что у каждого свои цели, принципы в жизни; моей целью не является зарабатывание как можно большего количества денег любыми способами, в отличие от него. Что при этом произошло с ним! Он просто побагровел от негодования: «Да как ты смеешь лезть ко мне в душу!, - закричал он, - Да я тебя!» И уже готов был наброситься на меня, сжав руки в кулаки. Когда же услышал ответ: «Да нет, я ничего не имею против – каждый сам выбирает свою жизнь. Тебе так нравится жить – это твое право, твой выбор, а у меня немного другие принципы. Именно из-за них я и ушел с этой работы, чтобы заняться тем, что для меня важнее», то успокоился, и сразу поспешил распрощаться и удалиться.
При таком понимании описанного в Писаниях образа одежды, все их источники также становятся не противоречивыми, и такие принципы жизни имеют реальное подтверждение истинности в реальной жизни, а это – главный критерий точности понимания и трактовки смысла.
|