земля обетованная  

Все то, что рассмотрено нами ранее в данном исследовании, непосредственно затрагивает такое понятие, как вера. Вера во что?
• В то, что мир создан, а не образовался «сам по себе», - случайно;
• в то, что он создан на определенных принципах и по определенным законам;
• и, наконец - в то, что эти законы действуют в нашей реальной жизни.
Может возникнуть недоумение – «вера…» обычно подразумевает продолжение – «..в Бога», Создателя, а здесь нет даже упоминания о Нем?! Но задумаемся: если человек именно с таких позиций воспринимает наш мир, то значит, он не только признает Создателя, как факт, но и твердо убежден в том, что Он управляет всем миром, и реальными событиями в судьбе каждого из нас, а это уже – не формальная вера, а глубокое убеждение.
По теме веры в религиях во все времена велись жаркие споры. Мы же обратимся к первоисточникам – Писаниям, с целью рассмотрения образов, приведенных в них и касающихся понятия «вера». Начнем с широко распространенной темы строительства культовых зданий, сооружений:
Коран, сура 9 (перевод В. Пороховой)
«107. О тех же, кто воздвиг мечеть,
чтобы нечестие и смуту сеять,
и тем внести раскол средь верных,
а также для засады тем,
кто раньше воевал
с Аллахом и Его пророком, -
они же несомненно будут клясться:
«Желали лишь благого мы!» -
О них – свидетельство Аллаха:
они, поистине, лжецы!»
В данном переводе есть пояснение подчеркнутого нами слова мечеть: «речь идет о так называемой «Масджид Аддерар» - мечеть зла, построенная лицемерами племени Бену Гунем в пригороде Коба, что расположен в трех милях к юго-востоку от Медины…». Оно поясняет, что речь идет о реальном здании мечети. Так понимается этот образ современным исламом, как, впрочем и христианством тоже. Но таков ли смысл данного отрывка (и других, в который речь идет о «мечетях», храмах Божьих, в трактовке современных религий)? Для начала ответим на вопрос: если каждый человек имеет невидимую составляющую своей сущности, называемую душой, то для того, чтобы «услышать» собственную душу нужно ли какое-то специальное географическое место? Ответ на него содержится, например, в Коране, суре 8 (текст автора):
«24. О верящие, повинуйтесь
Аллаху и Его посланцу,
когда он призывает вас
к этому в жизни, ведь тогда вам
возможно будет обрести
жизнь вечную. Вы то поймите,
что ближе сердца к вам Аллах,
и всех к Себе Он соберет вас;»
Очевидно, что нет. Специально построенный дом может быть только тем местом, где проще отвлечься от текущих дел, суеты, где никто не станет мешать нашему внутреннему диалогу с самим собой – своей душой, являющейся частью невидимого мира, Создателя.
Пояснение этого видим в Евангелие от Матфея, 21:
«И вошел Иисус в храм Божий и выгнал оттуда всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.»
Раскрытию смысла этого образа помогает также выдержка из Корана, суры 9 (перевод В. Пороховой):
«109. Кто лучше: тот кто заложил основу для постройки
на благочестии и трепете пред Богом,
перед желанием Ему угодным быть,
иль тот, кто заложил основу для постройки
на обрывающемся склоне старого откоса,
готовым раскрошиться и низринуть?
Он вместе с ним во пламя Ада будет сокрушен!
Аллах неправедных не станет направлять!»
То есть, сам текст Корана в нынешнем его понимании содержит подсказку. Как её понять, осознать?
Начнем с того, как вера появляется в душе человека. Сначала у каждого из нас существует некий штамп, стереотип: вера – это когда люди молятся в соответствии с определенными правилами и в предписанное священнослужителями время. Однако, видя, как разные люди по-разному понимают даже одни и те же ритуалы, возникает вопрос: как так, вера вроде бы одна, а верят – по-разному? Поиски ответа на него приводят к выводу: возможно, дело вовсе не в том, как и когда молиться, а в чем-то другом. И вот опять мы в поиске ответа уже на этот вопрос. То есть, наш духовный путь представляет из себя некий процесс, напоминающий строительство дома: пытаясь понять её, прочувствовать, мы как бы строим некий дом её в своей душе – кирпичик за кирпичиком, укладываем сначала фундамент – основные закономерности познаем, затем строим стены на их основе – изучаем их взаимосвязь и место каждого явления в мире, затем – крышу – те высшие ценности, которые увенчивают построенное нами «здание» в своей душе.
Такой же образ здания, процесса его строительства, мы видим и в
Евангелие от Матфея, 7:
«Итак всякого, кто слушает слова Мои и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.»
То есть, понимание образа мечети, храма, как материального строения, приведенный в Писаниях, не соответствует истине. Под ним, очевидно, необходимо понимать дом, мечеть, храм, как образ веры, построенной в людской душе.
Конечно же, это не означает, что материальные мечети, храмы не нужны. Они необходимы, видимо, но скорее всего - не как место проведения обрядов, ритуалов, а как место, где человек смог бы предаться мыслям о вечных, непреходящих ценностях, а также получить совет, помощь от людей, способных переключить внимание человека с сиюминутных, материальных ценностей, на извечные, не зависимые от времени – духовных наставников, учителей. В этом смысле нет никакой разницы в том, какой именно из религий построен дом молитвы – храм, мечеть, синагога и т.д. Ведь наш мир – один, един и Создатель всего, так какая же разница в какой именно из домов молитвы пришел человек с обращением к вечным ценностям?
Продолжение темы строительства присутствует и в других местах - Корана, например:
Коран, сура 14 (текст автора):
« 35. А Ибрахим когда-то молвил:
«Господь мой, сделай для людей
Ты безопасным город веры,
что строим мы в душе своей!
Убереги меня, наследников
от искушенья взглядов тех,
которые в быту бывают,
господствуют что в душах всех:»
В современной исламской трактовке же под этим городом также понимается реальное географическое поселение – Мекка.
Коран, сура 3 (перевод В. Пороховой):
«96. И первым Домом поклоненья,
что был назначен для людей,
был тот, что в Мекке, -
благословенья полон, путеводитель всех миров!
97. В нем – ясные знаменья для людей,
пристанище для Ибрагима,
и каждый, кто войдет в него,
там в безопасности пребудет.
И на людей возложен долг пред Богом
паломничество к Дому совершить,
(но лишь для тех), кто сможет это сделать.
А кто останется неверным – что ж!
У Бога нет нужды ( к добру) Своих творений»
Но после проведенного нами анализа становится ясным, что речь здесь идет об авраамическом учении (пристанище для Ибрагима), отражающих основы мироздания, а вовсе не о каком-то реально существующем здании. Эти выводы, кстати, полностью совпадают и с рассмотренной ранее темой паломничества, а значит, входят составной частью в единую, не противоречивую картину учения. То же самое подразумевается и под образом Священной Мечети ( в переводе В. Пороховой).



Сайт управляется системой uCoz