идолы, иконы, изображения  

Начнем с того, что определимся – что такое икона? Это, как правило, изображение, портрет какого-то святого, либо своего рода иллюстрация к Библии – картина, изображающая одно из ее понятий. Отметим одну особенность икон святых: наиболее ценными считаются те из них, которые имеют не только облик святого, но и кое-что еще. На иконе «Иисус в силе», например, мы видим, как там присутствуют четыре образа по её углам: внизу - корова, какой-то хищник (похожий на гепарда, например), вверху - птица и крылатый человек - ангел. А также нарисовано множество каких-то существ с глазами, носом, ушами и ртом вокруг сидящего на троне Иисуса Христа с открытой книгой в одной руке.
Теперь обратимся с первоисточникам. Вторая книга Моисея «Исход», 20 (десять заповедей Моисея):
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.»
Мы видим, что в этой заповеди не рекомендуется:
1. делать какие-либо изображения, земных или водных обитателей,
2. делать себе кумиров из них, то есть, превращать их в идеалы, к которым стремиться в жизни,
3. поклоняться им или служить им.
После сопоставления данных пунктов заповеди с реалиями современного христианства, можно видеть, что первые три пункта как раз имеют место в нем. А именно – иконы являются изображениями реально живших людей. По второму пункту – святые в христианской практике являются теми кумирами, идеалами, которых служители христианства иногда рекомендуют в качестве примера для подражания. По третьему пункту имеет место обращение за помощью к святым – реально жившим людям (изображаемым на иконах). Критику практики обращения к ним, видим в Коране, суре 9 (перевод В. Пороховой):
«31. Они себе, помимо Бога
раввинов и монахов за Господа берут,
а также сына Марьям – Мессию,
хотя повелено им было поклоняться
Богу Единому (для всех),
опричь Которого другого божества не существует.»
Чтобы разобраться с ситуацией, вспомним тему духовного пути, который человек идет в жизни, когда пытается осознать основы мироздания. Очевидно, что для помощи в нем каждому из нас требуются свои учителя, наставники, проводники. Причем они могут меняться в течение жизни. Вначале, когда человек вообще еще не задумывается о каких-то её духовных основах, ему нужно хотя бы просто помочь задуматься над этим, вовсе не обязательно давать какие-то серьезные, глубокие познания. Затем, по мере осознания законов мироздания, необходимо все более и более доскональное их описание, раскрывающее все больше и больше взаимосвязей окружающего мира. И человек соответственно, проходит четыре этапа в духовном пути:
1. Вообще не задумывается о духовном, когда мысленный взор обращен только к земным, приземленным вопросам.
2. Начинает задумываться о духовных вопросах, ища ответов на них вокруг себя, как бы озираясь вокруг.
3. Постепенно, изучая попадающуюся ему информацию, он начинает осваивать её, пытаясь осознать духовные законы применительно к реалиям жизни и применить их на практике.
4. Становится высоко духовным человеком, учитывающим невидимые , высшие законы мироздания и строящим на их основе свою жизнь.
Вернемся к рассмотрению иконы «Иисус в силе». Напомним о том, что разные люди обладают разными способностями к восприятию приходящей к ним информации: кому-то она доступнее через голос, речь, кому-то – через чтение текста, а кому-то – через зрительные образы. Очевидно, что с учетом этой особенности людей каждому из нас необходимы свои источники информации на протяжении духовного пути. Значит, первые люди будут охотнее посещать лекции, проповеди, диспуты, смотреть телевизор; вторые – самостоятельно или совместно с другими людьми читать книги, журналы, газеты а вот третьими, видимо, будет хорошо восприниматься видеопродукция (в наше время), а в прошлом – картины. Значит, иконы, как таковые, являются третьим, необходимым для людей, способом получения духовной информации в жизни. С этой точкой зрения вполне согласуются подробности, описанные выше про изображения на иконе «Иисус в силе». Там нарисовано образное строение нашего мира, в котором люди могут пребывать в одном из четырех условных состояний, описанных выше:
1. Корова – это образ первого состояния человека, когда он не поднимает своих забот, мыслей от земных ценностей.
2. Зверь – образ второго состояния человека, когда он начинает искать вокруг себя интересующую его информацию, подобно хищнику, ищущему себе пропитание.
3. Птица – образ состояния, когда человек осваивает духовные знания и пытается применить их в жизни, то есть, как бы «учится летать» – отрываться от всего земного к небесному (невидимому)
4. Крылатый человек – образ духовного человека, ангела, живущего по небесным законам.
Значит, икона «Иисус в силе» рассказывает людям, смотрящим на неё, о строении
мира, об этапах духовного развития человека. В том-то и состоит её ценность, как и других, подобных по сути икон, а не в изображении собственно портрета Иисуса.
Еще одним образом, присутствующих на всех иконах, является книга. Иисус на данной иконе держит открытую книгу в одной руке и указывает не нее другой рукой. Книга – это образ законов мироустройства. Иисус познал все их, то есть, раскрыл книгу и указывает не неё, как на источник знаний, способных привести к преодолению проблем в жизни людей. На иконах же других святых книга изображается закрытой, чем указывается на то, что они познали не все законы.
Есть на ней также изображения крылатых существ с глазами, ушами, носом и ртом, находящимися за троном Иисуса. Это образы человеческих душ, имеющих глаза, уши, нос, рот в невидимой части мира, то есть, способных говорить, слышать, чувствовать, видеть её. Иначе говоря описаны рассмотренные нами ранее феномены яснослышания, ясновидения, яснознания, и указано, что человек через свои мыслеобразы разговаривает в невидимой части мира.
Получается, что иконы сообщали языком видимых образов строение мира, как состоящего из видимой и невидимой части, о возможностях, заложенных в человеке и об этапах на духовном пути. То есть, несли и несут глубокий философский познавательный смысл. Именно поэтому-то они и получили столь широкое распространение в христианстве. Ведь в прошлые века грамотных людей, способных самостоятельно прочитать Библию, Коран, было не много, поэтому необходимые для них знания доводились через иконы. Человек, подходя к иконе, воспринимал на уровне подсознания её образы, информацию, и далее подсознательно же начинал учитывать их в своей жизни. Это неизбежно приводило к позитивным переменам в ней, что являлось поводом для того, чтобы обращаться к иконам вновь и вновь. Так и возникло мнение о чудодейственности икон. Однако постепенно такое стремление к иконам стало самоцелью. То есть, верящие люди стали считать, что иконы, а не соблюдение духовных законов способны оградить от несчастий, проблем в жизни, вызванных их несоблюдением. Как раз против такого понимания икон, изображений и направлена заповедь, присутствующая в Пятикнижии Моисея, и критика её в Коране.
Следующий вопрос – обращение к святым в христианстве. Почему оно критикуется исламом? Вспомним, что никто из реальных людей не идеален, не свят – какие-нибудь законы мироздания, но нарушаются каждым из нас в течение жизни – сознательно или по незнанию. Подтверждение этого факта присутствует даже про тех людей, кто являлся основателями религий авраамического направления:
Моисей – совершил убийство человека, Вторая книга Моисея «Исход», 2:
«Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке.»
Иисус сам признавал себя не совершенным, Евангелие от Матфея, 19:
«И вот некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.»
Мухаммад упрекается в Коране, суре 80 (перевод И. Крачковского):
«1. Он нахмурился и отвернулся
2. от того, что подошел к нему слепой.
3. А что дало тебе знать, - может быть, он очистится,
4. или станет поминать увещевание, и поможет ему воспоминание.
5. А вот тот, кто богат,
6. к нему ты поворачиваешься,
хотя и не на тебе лежит, что он не очищается.
8. А тот, кто приходит к тебе со тщанием
9. и испытывает страх, -
10. ты от него отвлекаешься.»
Как раз по этой причине в Писаниях и содержится заповедь, совет стремиться только к Создателю, ведь в этом случае люди не станут повторять ошибок других, тех, кого считают своими кумирами, - достойными подражания людьми.
В современном исламе тоже существуют обычаи, относящиеся к категории поклонения идолам. Очень много верящих, причисляющих себя к исламу, используют в своей жизни разного рода талисманы, связанные с религией – это и изображения написанного имени Аллах на арабском языке, и выдержки из Корана, и символика ислама – полумесяц со звездой, применяемые как некий оберег от жизненных проблем. Нужно отметить и самое большое заблуждение – превращение арабского Корана в неприкосновенную святыню. Во вступлении к тексту Корана, написанном В Пороховой, мы видим описание этого заблуждения:
«Как часто мне приходилось слышать от мусульманских священнослужителей фразу, приводящую меня порой в отчаяние из-за бессилия перед преклонным возрастом и безапелляционным тоном человека, произносящего её, а порой и громкий протест из-за глубоко неверного толкования говорящим самой сути Господнего Руководства: «Коран переводить нельзя. Надо обучать людей арабскому языку, чтобы читать его». Субхан Алла! Каким образом Господне Руководство может проникнуть в души и умы людей, иначе как через язык, на котором они думают, общаются, пишут, дают оценки происходящему? Как бы прекрасно человек ни овладел иностранным языком, он мыслит, постигает смысл прочитанного, анализирует и формирует ценностные ориентации гораздо лучше и продуктивнее на том языке, в среде которого он рос, мужал и мудростью преисполнялся.»
Фактически, такая практика превращения арабского Корана в неприкосновенную святыню является одним из видов, описанных в рассматриваемой заповеди: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель. То есть, критикуя христианство за идолопоклонничество, сами такие служители в исламе являются зачинщиками нового вида идола – арабского текста Корана. И такой подход к Корану общепринят в исламе. Тогда постараемся понять – чем вызвано такое мнение? Оно, очевидно, учитывает весь тот комплекс проблем, которые возникают при подобных переводах, что мы уже рассмотрели ранее по тексту. То есть, для адекватного перевода текста Корана или Библии необходимо иметь очень широкий спектр способностей, а не являться просто переводчиком по своей специальности. Этого-то как раз мы не видим в современных переводах Корана, которых сейчас великое множество. Для предотвращения такого подхода и возникло это мнение, - что Коран вообще нельзя переводить. То есть, оно вполне обоснованно с точки зрения попытки предотвратить искажение смысла Писания. Однако же это, видимо, не должно становиться поводом для запрета переводов. Гораздо разумнее применять осмысленный подход к переводу, чем просто запретить его в любом виде.
Теперь рассмотрим обычай обращения к святым в христианстве. Если вспомним о проходимом духовном пути человека, то тогда становится понятным, откуда появилась такая практика: никто из людей не является абсолютно святым, - это подсознательно чувствует каждый, поэтому в реальной жизни более доступно пониманию обращение с просьбами к реально живущим (или жившим) людям, ведь они «ближе» к нам. Создатель же, Бог – абсолютный идеал, до которого нам очень далеко. При этом подсознательное объяснение обращения к святому, а не напрямик - к Создателю, выглядит примерно так: «Ведь смогли же святые прожить в реальной жизни, соблюдая заповеди! Возможно – и нам помогут это сделать». И с этой точки зрения обращения к святым вполне обоснованы. Но в них существует одна проблема – если никто – не святой, то тогда нет людей, сумевших уяснить ВСЕ основы мироздания в полном объеме. И обращение к ним неминуемо способно привести к нарушению тех основ, которые не осознали данные «святые». Именно поэтому в указанной выше заповеди имеется рекомендация не обращаться ни к кому, кроме Создателя. В противовес рассмотренному, обращение к Создателю не несет в себе никаких внутренних конфликтов с окружающим миром, потому-то оно более обоснованно.
Подытоживая сказанное, сделаем выводы:
1. Икона, как явление, изначально призвана дополнить каналы получения людьми духовных знаний об окружающем мире, его основах. До тех пор, пока она применяется людьми с такими целями, это не противоречит основам мироздания. Противоречие же начинается тогда, когда возникает стремление обратиться к иконам, как средству, способному вывести человека из негативной полосы жизни, вызванной нарушением основ мироздания, либо предотвратить её.
2. Обращение к святым, принятое в христианстве оправдано тогда, когда люди обращаются к ним как к промежуточному этапу, наставнику, в духовном пути. Однако такое обращение может оказаться не эффективным ввиду того, что святые – это реально жившие люди, которые были в жизни также не идеальны с точки зрения соблюдения основ мироздания. В противовес этому, обращение непосредственно к Создателю дает полную гарантию истинности ответов на вопросы, соответствия этим основам, и самую эффективную помощь в жизни, которая только возможна.
3. Практика, принятая в нынешнее время в исламе – чтение Корана на арабском языке, является одним из видов идолопоклонничества, если она заменяет необходимость осознания тех принципов мироустройства, на которых основан наш мир. Эта практика возникла из-за больших сложностей, встречающихся на пути перевода его текстов, преодолеть которые возможно только с применением очень широкого спектра способностей переводчика.



Сайт управляется системой uCoz