направление молитвы  

Как раз об этом имеется еще один образ в Писаниях - направление молитв. Подобно тому, как путешествие по земле имеет какое-то направление, конечную цель, и молитвы также имеют свое направление – те цели, приоритеты, к которым они направлены. Об этом говорится, например, в
Коране, суре 2 (перевод В. Пороховой):
«142. И скажут неразумные среди людей:
«Что отвратило их от Киблы,
которой они были верны поначалу?»
Скажи: «Во власти Господа Восток и Запад,
и Он ведет по правильной стезе
того, кого сочтет Себе угодным».»
Понятие Кибла поясняется в данном источнике так: «Кибла – молитвенная супротива, то есть, направление молящегося. Первоначально обращались лицом к Дому Авраама в Мекке; затем, с возникновением иудаизма и христианства – на Иерусалим…»
Очевидно, что такой перевод даже внутри этого отрывка содержит противоречия: если поясняется, что «Во власти Господа Восток и Запад», то тогда при чем здесь географическое направление молитвы? Однако на основании такого понимания образа в современном исламе считается необходимым во время молитвы обращаться в то место, где находится Мекка. Подобные же требования иногда можно слышать и в христианстве: обращаться лицом к Иерусалиму в момент молитвы. Очевидно, что такое толкование темы является не правильно понятым образом Писаний.
Обратимся ко широко известным десяти заповедям Моисея,
Вторая книга Моисея «Исход», 20:
«И изрек Бог (к Моисею) все слова сии, говоря:
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других Богов пред лицеем Моим.»
Очень часто мы, в текущих наших делах и заботах, совершенно забываем, что мир устроен согласно определенных принципов – законов мироздания. Как правило, делая все наши текущие дела, мы ориентируемся на те взгляды, привычки, приоритеты, которые продиктованы нашим окружением, обществом. Они и являются тем направлением, которое определяет мысли, чувства, эмоции, желания в каждодневной жизни, то есть становятся объектами жизненных устремлений, главных приоритетов (которые образно можно назвать нашими богами – повелителями душ). Однако эти общеупотребительные взгляды на жизнь очень часто противоречат основам, на которых устроен мир. Поэтому, из-за следования им, мы неизбежно приходим к негативным событиям, «черным полосам» в судьбе. Мы видим по этой причине, что данная заповедь говорит о необходимости направления устремлений только к одному Богу, - тем вечным ценностям, на которых устроен мир, к необходимости приведения к единству наших знаний, порывов и действий.
Приведем жизненную ситуацию в качестве примера сказанному. Живя в обществе, мы вольно или невольно следуем каким-то правилам поведения, нормам морали. Эти правила различны в различных слоях общества. Очень часто можно видеть, как стремление иметь материальный достаток становится главным жизненным приоритетов для людей, а показное поведение как успешных, преуспевающих работников – главной заботой в жизни. При этом вообще нет места никаким идеям, ориентированным на вечные ценности мироздания. Погоня за «успешностью», имиджем, становится для людей самоцелью. На эту главную идею ориентируют и разного рода школы (школа успеха, преуспевания, денежного изобилия и тому подобные), курсы (стилистов, имиджмейкеров, и так далее). То есть, упор делается на внешнюю, показную сторону жизни. Но ведь судьба человека зависит не от такого внешнего блеска. Это внешние признаки могут стать следствием жизни, построенной гармонично основам мироздания, а не наоборот. Безусловно, мы не призываем безразлично относиться к своему внешнему виду, привычкам, или манерам поведения. Мы только хотим пояснить разницу внешних проявлений жизни от внутреннего её содержания и призвать осмысленно подходить к построению своего внешнего образа в жизни.
Пояснение ситуации также видим в Евангелие от Марка, 18:
«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…»
Вспомним, чем отличаются маленькие дети от взрослых? Своей непосредственностью, искренностью. Существуют ли для маленьких детей границы, строго очерченные рамки поведения, ритуалы? Конечно – нет. Если они просят о чем-то, или что-то делают, то – искренне, не преследуя каких-то дальних целей. Поэтому им и бояться нечего. Они знают, что рядом мама и папа, которые подскажут, уберегут от ошибок. Со временем же, вырастая, под давлением воспитания, обстановки, у них начитают появляться какие-то дальние цели, приоритеты, а также тайны, которые они скрывают от окружающих. И тогда можно сказать, что ребенок становится взрослым. Поэтому Иисус и привел в пример ребенка, чтобы пояснить: и обращение к Создателю, молитва, так же должно быть как у ребенка – искренним и непосредственным, открытым, простым по своему смыслу и форме. Вспомнился эпизод из известной книги Александра Грина «Алые паруса», где описаны взаимоотношения маленькой Ассоль и Бога. Вечером, ложась спать, она говорила: «Спокойной ночи, Бог!» Утром, проснувшись: «Доброе утро, Бог!» У чистого помыслами ребенка вообще нет мыслей, целей, направленных на зло, - они воспринимают мир таким, какой он есть, не пытаясь его переделать «под себя». Поэтому ангелов очень часто изображают в виде детей с крыльями. Это – понятный для людей образ.
Для полноты картины о направленности молитвы можно привести и пример из Первой книги Моисея «Бытие»,15:
«Авраам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елизер из Дамаска.»
Мы видим, что ни о каком повороте в географическую сторону Авраамом здесь вообще не упоминается. Например: «Авраам повернулся строго по направлению на юг, и произведя ритуальное действие по принесению молитвы Богу, попросил Его:…» Сам описанный в Библии диалог подобен беседе ребенка с отцом.
Важное пояснение темы видим также в Евангелие от Иоанна, 4:
«Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.»



Сайт управляется системой uCoz