Запреты на еду, животных  

Рассмотрим запрет на употребление животных в пищу, о чем мы уже упомянули ранее, более подробно.
Третья книга Моисея «Левит», 11
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле: всякий скот, у которого раздвоена копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте; только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих раздвоенные копыта: верблюда, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и тушканчика, потому, что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас, и зайца, потому что он жует жвачку, но копыта у него не раздвоены, нечист он для вас; и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жует жвачки, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас.»
Коран, сура 6 (в переводе В. Пороховой)
«146. И тем, кто следует иудаизму,
Мы запретили ( в пищу) всякий (скот),
что с (нераздвоенным ) копытом.
И Мы запретили им также
коровий и овечий жир,
помимо жира, что несет хребет иль потроха,
или того, что на костях завязан.
Так воздаем Мы им за своевольное непослушанье –
ведь, истинно, (слова Наши) правдивы.»
Однако никаких подобных требований мы не находим в Евангелиях. Это сразу же заставляет задуматься о правильности трактовки этого образа. К тому же в тексте Корана находим противоположное по смыслу утверждение.
Коран, сура 3 (в переводе В. Пороховой)
«93.И всякая еда сынам Исраиля дозволена была,
помимо той, что сам себе Исраиль запретил,
пока к ним не пришел Закон,
скажи: «Коль вы в своих словах правдивы,
то принесите Тору и прочтите.»»
Опять противоречие во взглядах, преобладающих в настоящее время в исламе (ведь перевод В. Пороховой «одобрен высочайшей комиссией Научно-исследовательской Исламской Академии Аль-Азхар»)? Но такого быть не должно в описании картины мира. Это противоречие разрешается только в том случае, если мы поймем, что для наглядности, для более осмысленного понимания, человеку доносились законы мироздания через те ситуации, которые обычно происходили в жизни. И образ этот – запрет на еду мяса животных, нельзя переводить дословно. Вспомним, что является итогом жизни домашних животных? Употребление человеком в пищу их мяса. Поэтому истинный смысл образа мяса – это то, что является итогом жизни животных. А как понимать тогда приведенную характеристику отличия запрещенных животных от не запрещенных – их след? Идя куда-то, животные оставляют после себя следы на земле. В Писаниях приводятся отличительные признаки этих следов – парные или непарные. И точно так же человек оставляет в своей жизни некие следы – результаты своих действий, поступков. Значит, приведенный образ следов – это объяснение необходимости задумываться о тех следах, последствиях наших поступков, которые мы оставляем в жизни. Кроме того, в Пятикнижии Моисея указан такой отличительный признак допускаемых животных от запретных - жующие жвачку. Жвачка у них – это содержимое желудка, которое возвращается в рот для повторного пережевывания. Если раскрыть этот отличительный признак применительно к жизни человека на Земле, то речь, видимо, идет о тех ситуациях, которые возвращаются в жизнь для повторного жизненного «экзамена». Свинья запретна именно потому, что она не жует жвачку. То есть, следы поступков в жизни, имеющих двоякие результаты (как у свиньи – следы), которые не могут быть возвращены назад (как свинья, которая не жует жвачку), чтобы изменить выбор, запретны – не рекомендуется совершать такие поступки.
Чтобы рассуждения были более понятны, можно привести жизненные случаи, поясняющие рассуждения. Если мы незаслуженно обидели человека, то можем вернуться и попросить прощения у него. Тогда это оставит двоякий след в нашей судьбе – сначала совершили грех, затем – исправили его, совершили доброе действие. Но возможна ситуация, когда мы обидим умирающего человека. В этом случае попросить у него прощения будет уже невозможно. Это – невозможность возврата ситуации для исправления. Вот о таких действиях говорится как о запретных, если, конечно, не хотим себе плохих последствий в дальнейшей жизни.
Поэтому истинный смысл повествования Пятикнижия Моисея и текста Корана, очевидно, нуждается в переосмыслении. В качестве примера смысл приведенного выше аята может выглядеть так (текст автора):
Коран, сура 6:
«146. И тем, следует в жизни кто
иудаизму, сделали
запретными Мы все дела,
что приведут к последствиям
двояким в жизни: и добру,
и также результатам злым;
и запретили также им
дела все: малые, большие
помимо заработанных,
ими уменьями своими, -
чтоб стало то основой их
для жизни, ими двигало.
Настигнет воздаяние
тех, непокорство кто явит,
ведь истинны реченья те,
что для людей Мы говорим.»
Таким образом, становится понятным, что под понятием «еда» можно понимать два значения – материальная пища и пища духовная, то есть, духовный смысл всего, что человек потребляет в жизни. И такое понимание очень хорошо увязывается с общей идеей Писаний, ведь образ рая и ада, рассмотренный нами ранее – это как раз духовные последствия в жизни, которые неминуемо приводят к соответствующим материальным последствиям.
Существует еще одна трактовка образа еды человека, основанная на Писаниях – вегетарианство, отсутствие употребления в пищу мяса животных. Оно обосновывается последователями этой идеи отрывком из
Первой книги Моисея «Бытие», 1:
«И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу.»
В данном отрывке нет сообщения о возможности употреблять в пищу мясо животных, поэтому и возникла идея запрета на него. То есть, мы опять обнаружили противоречия в текстах Писаний. Значит, такой их перевод, или трактовка, понимаемые людьми, неверны. Получается, что вообще любое мясо запретно? Но так ли это?
Мы видим здесь отличие между человеком и животными:
• человеку - траву, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, дерево, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕЮЩИЙ СЕМЯ – в пищу,
• животным – ЗЕЛЕНЬ ТРАВНУЮ в пищу.
Вспомним о раскрытии образа дерева – поступков, приносящих последствия в дальнейшей судьбе, подобные плодам деревьев. Именно об этих деревьях идет речь в данном отрывке, ведь только человек строит свою судьбу подобно дереву, приносящему плоды, животные же лишены права выбора, они действуют согласно инстинктов – заложенных в них программ жизни, поэтому-то в отношении них нет упоминания о плодах их поступков.
Но здесь мы видим еще один образ – высевание семени. Что такое семя? Это – начало нового этапа в жизни. С него начинается жизнь нового поколения деревьев, травы. Так же и в жизни человека: после получения плодов – результатов поступков, люди очень часто встают перед необходимостью корректировки жизненных принципов. Если плоды, то есть, последствия в судьбе, - хорошие, то действуем по тем же принципам и далее; если же – плохие, то производим корректировку, стараемся понять, что сделали не так, и далее пытаемся действовать уже как-то по-новому. Так дело обстоит как в отношении глобальных принципов, поступков (образ деревьев), так и в отношении мелких (образ травы). Животным же, лишенным собственной воли, в приведенной фразе дается только материальная пища – зелень травная.
С этой точкой зрения согласуется отрывок из
Корана, сура 14 (текст автора):
«24. Разве не видишь ты – Аллах вам
всё через образы дает:
«Доброе слово – будто дерево
доброе – корень у него
крепко его по жизни держит,
и к небесам оно растёт,
25. плоды всегда оно приносит -
к нему благоволит Господь».
Вот так вот в образах доводит
Аллах всем людям Свой закон,
чтобы смогли они понять их,
и по нему сверяли всё.
26. Дурное ж слово уподобим
дурному дереву: оно
корней на земле не имея,
будет с неё истреблено.»
Подойдем к вопросу еще с одной стороны. Создавая человека, неминуемо нужно было создать и условия для материальной жизни – растительный и животный мир планеты, в которой все пищевые цепочки были бы замкнуты и согласованы между собой. То есть, растения усваивают энергию солнечного света и с использованием химических элементов почвы синтезируют органические соединения, являющиеся питанием для следующего звена пищевой цепочки – травоядных животных. Травоядные животные являются пищей для хищников, - следующего звена этой цепочки. После смерти и растений и травоядных и хищных животных они становятся источником пропитания для падальщиков и микроорганизмов, которые готовят необходимые элементы почвы для питания растений. Таким образом, все пищевые цепочки замкнуты и строго согласованы между собой. В них предусмотрено место и для питания человека, как биологического вида. Поэтому-то создание Земли длилось шесть дней (или около трехсот пятидесяти тысяч земных лет) – что мы видели в описании картины сотворения мира – необходимо было очень продуманно создать все пищевые цепочки для всего земного, в том числе – для человека и даже главное – для человека. Об этом видим подтверждение в
Первой книге Моисея «Бытие»,9:
« И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все;…»
Здесь указано, что весь природный мир планеты может быть использован человеком для своих нужд. Но для каких – духовных или материальных? Ответ на это видим в уже знакомой фразе - КАК ЗЕЛЕНЬ ТРАВНУЮ, то есть, в этом отрывке речь идет как раз о материальной пище, а не о духовной.
Подтверждение этой мысли есть и в
Коране, сура 2 (текст автора):
«29. Он – тот, Кто произвел творенье,
всего, что вам на Земле надо,
затем создал Он мир небесный,
из семи уровней составив.
Поистине, лишь Он Всеведущ
и обо всём на свете Знающ!»
То есть, всё необходимое для материальной жизни человека, имеется на Земле. И никакая еда, как удовлетворяющая его нужду в белках, жирах, углеводах, витаминах, микроэлементах, не является запрещенной при сотворении мира. Пояснение этого мы видим в
Евангелие от Марка, 7
«И, призвав весь народ, говорил им: слушайте Меня все и разумейте: ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его;…
Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека.»
Описания темы пищи для человека из
Первой книги Моисея «Бытие»,9:
«только плоти с душею её, с кровью её, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию…»
Единственное условие, которое мы видим в отношении плотской пищи – это запрет на живоедение, то есть, нельзя употреблять в пищу то, что живо. Почему? Потому, что любое живое существо имеет свою душу, в которой отражаются страдания, боли при его жизни. В момент же смерти душа выходит из тела и тогда все, что происходит с плотью, уже не причиняет страданий душе. Поэтому-то, очевидно, указано на необходимость умерщвления живого существа, после чего – употребления его в пищу. По этой причине, видимо, при забое скота, птицы мусульмане произносят фразу «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!», после чего считается, что такое мясо дозволено Аллахом, Создателем. Ведь процесс умерщвления животных может быть произведен по-разному. И применяемый в исламе метод – произнесение имени Создателя, Аллаха перед ним, может быть актом милосердия по отношению к животному. Возможно, при этом происходит мягкий выход души животного из его тела до того, как оно ощутит физическую боль от раны, чем исключаются его страдания. С этой точки зрения обычай, принятый в исламе, обоснован.
Такой обычай появился на основании следующих строк Корана:
Коран, сура 2 (в переводе В. Пороховой):
«173.Он запретил вам в пищу только мертвечину,
кровь и свинину, и всякую живую тварь,
что с именем других, а не Аллаха,
была заколота (для пищи).
Но кто принужден будет к этой пище
без нечестивости и своевольного непослушанья,
на том греха не ляжет –
Аллах ведь всепрощающ, милосерд!»
Однако в данном отрывке мы видим также явное противоречие с отрывком из Пятикнижия Моисея. В трактовке В. Пороховой (которая отражает принятые в исламе взгляды) – употреблять можно все, кроме мертвечины. То есть, живьем? Явно видно, что какой-то из источников Писаний понят не правильно. Значит, необходимо разобраться в этом противоречии. Произведем разбор выдержки из Корана по отдельным фразам. Одна из них говорит о том, что можно употреблять животных тогда, когда их умерщвление производится с целями Аллаха, а также допускается нарушать это правило. Какие это цели? Вспомним картину создания мира. Для чего созданы животные? Чтобы быть одним из звеньев в пищевой цепочке, в том числе – пищей для человека. Но мы же знаем, что очень часто умерщвление животных производится вовсе не для того, чтобы использовать их для утоления голода. Как известно, браконьерство имеет своей целью добычу только отдельных частей тела животных – рогов, шкуры, жира, икры и т.д. То есть, вовсе не для использования в пищу, ведь все «ненужные» части тела просто выбрасываются. Также известны такие способы умерщвления, как разного проведение людьми рода боев между животными, которые проводятся ради утоления жажды человека к острым ощущениям. Эти случаи как раз являются прямым нарушением основ мироздания и именно о них идет речь, как о запретных, нарушающих гармонию на планете.
Продолжим рассмотрение приведенного отрывка Корана. В есть указание о запрете на мертвечину и кровь.
Вспомним реальную жизнь. Очень часто люди бывают недовольны какими-то действиями, мыслями, мировоззрением, привычками других людей. По большому счету, когда вспыхивают какие-то конфликты между людьми, то участвующие в них зачастую готовы на все, чтобы только оказаться победителями в них, вплоть до умерщвления, убийства других. А уж если речь идет не просто об идеях, поступках, а о материальных ценностях, то тогда такие подходы становятся чуть ли не нормой: если не убить мешающего человека, или группу людей, то хотя бы причинить ущерб их здоровью – пролить кровь. Поэтому и образы запрещенных мертвечины и крови, следует понимать как запрет на все, что приводит к смерти или кровопролитию между людьми.
То есть, текст данного аята Корана должен выглядеть примерно так:
Коран, сура 2 (текст автора):
«173. Поистине для вас Он в жизни
запрет наложил: - на убийство,
кровопролитие любое;
- как свиньи чтобы вы не жили,
всё потребляя без разбора;
- жизнь прерывая не во имя
целей, предписанных Аллахом
всему, что жизни дух имеет.
Если ж судьба ваша земная
вас вынудит к поступкам этим
а в душах ваших не пребудет
против Аллаха устремлений,
желания границ нарушить,
что вам сообщены Аллахом,
тогда грехом это не будет -
Господь ведь Милосерд, Прощающ»
При таком понимании его текста и текста Библии, они не вступают в противоречие сами с собой. Вспомним хотя бы
Евангелие от Марка, 10:
«Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.»



Сайт управляется системой uCoz