Духовный путь  

Таким образом, человек в своей жизни проходит определенный духовный путь – путь развития своих жизненных целей, устремлений, мыслей, эмоций, учась на результатах собственных поступков – положительных или отрицательных, познавая окружающий мир, его основы. На этом пути необходимо научиться распознавать соблазны, искушения, и осознанно преодолевать их. То, как человек их побеждает, непосредственно влияет на его судьбу в жизни.
Все люди, известные из истории как достигшие высокого духовного уровня (именуемые в Писаниях пророками), также в жизни проходили свой духовный путь. Начиная с Адама и Евы никому не избежать этого пути, ведь таков смысл самой жизни на Земле.
Первая книга Моисея «Бытие», 2:
«И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь…»
3:
«И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания.»
Евангелие от Матфея, 12:
«Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.»
Коран, сура 7 (перевод И. Крачковского):
«19. А ты, Адам, поселись ты и жена твоя в раю; питайтесь чем хотите, но не приближайтесь к этому дереву, а то вы окажетесь несправедливыми!»…
20. И нашептал им сатана, чтоб открыть то, что было скрыто от них из их мерзости, и сказал: «Запретил вам ваш Господь это дерево только потому, чтобы вы не оказались ангелами или не стали вечными».
21. И заклял он их: «Поистине, я для вас – добрый советник».
22. Так низвел он их обольщением. А когда они вкусили дерева, явилась перед ними их мерзость, и стали они шить для себя райские листья. И воззвал к ним их Господь: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что сатана для вас – ясный враг?»»
сура 2:
«37. И Адам принял от Господа своего слова, и обратился Он к нему: ведь Он – обращающийся, милосердный!»
В приведенных отрывках присутствует образ дерева. Что из себя представляет жизнь человека? Это череда поступков, которые приводят к их последствиям в судьбе, итогам. То есть, жизнь человека подобна дереву: своими поступками мы словно выращиваем дерево, выбранное нами в жизни. А уж поступки (это дерево) приносят те плоды, которые назначены для них согласно законам мироздания. Если мы выберем не то дерево (не те жизненные приоритеты, цели в жизни), то неизбежно придем к негативным последствиям в ней.
В качестве жизненного примера можно привести такой:
Уходя утром на работу, мы оскорбили соседку (за ночь плохо выспались, настроение было плохим). Та, придя к себе домой, "сорвала злость" на сыне, который из-за этого решил не пойти в школу. Гуляя без дела по двору, он встретил вашу дочь, когда та возвращалась с уроков и подставил ей подножку. Она упала, и вывихнула себе ногу. Не успокоившись на этом, сорванец поймал случайно подвернувшуюся на дороге вашу кошку и привязал ей к хвосту пустую консервную банку, которая стала издавать оглушительный грохот во время погони за кошкой группы подростков, раззадоренных соседским сыном. И вот результат: вы возвращаетесь домой, а там: травмированную дочь необходимо везти в травмпункт, отвечая на брань обозлившимся на вас соседей, возле двери которых кошка нагадила, и выслушивать пенсионеров, измученных дикими воплями кошки и грохотом банки. Да и кошку нужно бы показать ветеринару для лечения ободранного хвоста. Муж, придя с работы, и не получив ужина, разозленный просидел весь вечер у телевизора, а перед сном еще и напился "с горя", устроив скандал - где уж тут говорить о незабываемой счастливой ночи и прелестях семейного счастья. После всей этой круговерти на следующий день вы опоздали на работу, проспав в результате разгребания горы свалившихся на голову проблем, за что получили от начальства выговор и лишение премии... Иными словами - попали в "черную полосу" во всех сферах жизни! Но придет ли хоть кому-нибудь из нас в голову мысль, что это - лишь результат одного-единственного нашего поступка - недоброжелательного отклика соседке? Скорее мы станем винить в этих бедах вечно недовольных соседей, хулиганов-мальчишек, старых ворчунов-пенсионеров, необъективного начальника, скандального мужа и еще кого угодно, кроме себя, так ведь?
То есть, по последствиям, наступившим в судьбе, можно определить – правильные, соответствующие основам мироздания приоритеты нами выбраны, или нет. Конечно же, такой «букет» последствий в жизни практически не встречается, но он наглядно демонстрирует описываемый принцип.
Адам после того, как однажды, по совету Евы, ошибся в выборе жизненных целей, осознал свою ошибку и в дальнейшем исправил их.
В описании ситуации присутствует еще один образ: сшивание смоковных райских листьев для того, чтобы укрыть ими себя. Это – образ, соответствующий рассмотренному нами ранее понятию искушения. Листья смоковницы – небольшого размера. Представьте в реальной жизни одежду, собранную из таких листьев. Она сразу обнаружит то, что сшита из мелких частей, не является цельным полотном. Одежда же из цельного куска полотна не содержит разрывов, она является сплошной последовательность ткани. Так же и оправдания неправедных поступков образуются из мелких, не связанных между собой объяснений, то есть, представляют из себя искушение – из кусков. В то время как мотивы праведных поступков всегда можно представить в виде цельного рассуждения (сплошного непрерывного полотна), где последующее утверждение прямо вытекает из предыдущего, является его неизбежным следствием. Мы уже говорили, что только человек обладает этим исключительным свойством – умением составлять такие логические цепочки.
Примером составления «кускового» рассуждения в жизни можно посчитать следующий (типичные рассуждения людей, захваченных страстью игромании, и пытающихся выйти из ситуации задолженности всем своим знакомым, друзьям, родным): сейчас я займу денег (или, в крайнем случае, продам какую-то вещь из дома), пойду в игровой клуб, и поставлю ставку на тот автомат, за которым я давно наблюдаю. В нем наиболее часто выигрывает комбинация… Я поставлю много раз на эту комбинацию, и в одну из ставок обязательно выиграю. Этого выигрыша мне хватит на то, чтобы поставить на выигрыш в другом автомате, который тоже под моим наблюдением, и который часто выигрывает на комбинации… На нем тоже я когда-то выиграю (все равно, когда-то это должно произойти, - я же видел, как некто выиграл там столько….!), и тогда выигрыша мне хватит на то, чтобы рассчитаться с долгами и выкупить обратно ту вещь, которую я продал. Однако на практике получается, что выигрыш на первом автомате пришлось ждать очень долго, да и сумма оказалась совсем не та. Зато на втором выиграл почти сразу и столько! Тогда захотелось еще раз поставить, чтобы увеличить сумму (ведь хочется еще поиграть – надо иметь запас!) И тут-то произошел полный крах – проиграл практически все, даже до дома доехать мелочи не осталось. Это – типичный пример искушения. В чем оно состояло? В том, что вовсе не факт, что серия выигрышей состоится, а если даже это произойдет, то сможет ли азартный человек вовремя остановится? И даже если сможет, то вовсе не факт, что счастливчика с выигрышем не подкараулят на улице те, кто живет за счет мошенничества и не отберут выигранные большие деньги. То есть, при здравом рассуждении обнаруживаются все нестыковки отдельных, вполне привлекательно выглядящих рассуждений.
И все мы, идя по жизни, учимся различать искушения, к сожалению, очень часто на собственных ошибках. Это касается любых сфер человеческой жизни. В каждой из них существуют определенные закономерности, которые познаем только тогда, когда получим малоприятные события в собственной судьбе.
В Писаниях можно проследить истории духовного пути пророков, в том числе – Авраама, который признается основателем авраамического направления в религиях.
Первая книга Моисея «Бытие», 12:
«И сказал Господь Аврааму: «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.
И пошел Авраам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот.»
Коран, сура 6 (перевод И. Крачковского):
«74.Вот сказал Ибрахим отцу своему Азару: «Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты в явном заблуждении».
75. И так Мы показываем Ибрахиму власть над небесами и землей, чтобы он был из имеющих уверенность.
76. И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: « Это – Господь мой!» Когда же она закатилась, он сказал: «Не люблю я закатывающихся».
77. Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: «Это –Господь мой!» Когда же тот зашел, он сказал: «Если Господь мой меня не выведет на прямой путь, я буду из людей заблудившихся».
78. Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: «Это – Господь мой, он – больший!» Когда же оно зашло, он сказал: «О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаете Ему в сотоварищи.
79. Я обратил лице свое к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я – не из многобожников».»
Хочется заострить ваше внимание на фразе «И пошел Авраам, как сказал ему Господь» из Пятикнижия Моисея. В ней заложен двоякий смысл: можно пойти путешествовать в другие местности, а можно идти духовный путь – путь души от одних идеалов к другим. То есть, духовный путь подобен путешествию, где начальный пункт, селение – это те убеждения, от которых уходят люди, и конечный пункт, селение, - идеалы, к которым приходят в душе.
Та же идея заложена в описании духовных поисков Авраама(Ибрахима) в приведенном отрывке из Корана. Его познание законов мироздания в начале были подобны звезде – едва пробивающемуся в сплошном темном небе лучику света, затем свет стал подобен Луне, расширился, после чего – Солнцу, гораздо более яркому светилу. И лишь в конце этих поисков он пришел к сплошному свету – осознанию сути всех вещей и явлений.
Когда же человек доходит до осознания всей совокупности вещей, явлений жизни и их взаимосвязи, то тогда в его мыслях, желаниях, наступает спокойствие, безмятежность - райское, безмятежное состояние души.
В качестве пояснения этого тезиса можно привести такой пример. Допустим, мы едем утром на работу в переполненном автобусе, где сосед наступил нам на ногу, передвигаясь к выходу. И при этом еще и сделал вид, что ничего не произошло. Наша реакция может быть двоякой: либо «взорвемся бурей негодования», либо же, понимая, что он сделал это случайно и постеснялся принести извинения, поймем его ситуацию и простим его (ведь он вчера долго работал дома на ремонте, очень устал и не выспался, но приходится рано идти на работу). Да и мы тоже можем оказаться в его ситуации, когда, нечаянно причинив неудобство, просто не заметим этого из-за усталости. То есть, понимание сути вещей является фактором, способствующим нашему умиротворению в жизни.
Поэтому достижение такого состояния в результате духовного пути, и указано как наивысшая ценность, критерий оценки жизни.
Коран, сура 9 (текст автора):
«20. Людям, уверовали кто,
в жизни пройдя духовный путь,
старания кто приложил,
прийти стараясь к Господу,
имущества не пожалев,
и жизни даже в том своей,
высшую степень обретут
в Господа разделении,
и это все зачтется им
как высшее свершение.»
Евангелие от Марка, 12:
«Один из книжников, слыша прения их и видя, Что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая заповедь из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый: и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: возлюби ближнего своего, как самого себя. Иной большей сих заповедей нет.»
Значит, научиться смотреть на мир вокруг нас с точки зрения Создателя, с Его позиций оценивая все происходящее, и суметь действовать с этих позиций – и есть цель и смысл жизни для человека, как сущности в этом мире.
В нынешней реальной жизни можно видеть, как образ духовного пути, путешествия души истолковывается в религиях неверно. Призыв к прохождению пути духовного очень часто заменяется призывом к путешествиям в так называемые «святые места»: в Мекку, Иерусалим, или другие. При этом и переводы текста Писаний, в частности, Корана, отражают такое понимание. Например,
Коран, сура 2 (в переводе И. Крачковского):
«158. Ас-Сафа и Ал-Марва – из примет Аллаха; и кто паломничает к дому или совершает посещение, - нет греха на нем, что он обойдет кругом обоих, и кто добровольно изберет благо… ведь Аллах благодарен, знающ!»
Указанное неверное понимание смысла Писаний неизбежно приводит к таким явлениям, как междоусобицы, вражде отдельных направлений Учения, основанных на какой-то части Писаний. Многие наверняка слышали о раздорах, творящихся между направлениями христианства в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. Подобные же раздоры можно наблюдать и в современном исламе между его разными течениями.
Тот же самый аят Корана, если раскрыть его смысл с учетом отсутствия противоречий в тексте, выглядит так (текст автора):
«158. Истинно, вера, что в предгорьях
аль-Маруа, и ас-Сафа
была проявлена – есть знак,
приходят люди как к Аллаху.
И если кто на путь направит
усилия, прийти чтоб к Богу,
то тот закона не нарушит,
к вере такой когда придёт.
Если ж ещё по доброй воле
он совершит что-то благое,
то ведь Аллах - и Благодарен,
и Знающ Он про всё земное.»



Сайт управляется системой uCoz